Почему отстали в выполнении Программы?

    На почту регионального Фонда капремонта чаще стали приходить письма с вопросами: в чем же реальная причина переносов сроков проведения капитального ремонта на многоквартирных домах? Действительно, ждать ремонта дома сверх положенного срока неприятно. И уж тем более, если дом и в советские-то времена с момента постройки десятилетия не видел капитального ремонта! Поэтому мы решили прояснить ситуацию и дать нашим читателям ответ.

    В минувшем 2018 году прокуратурой РФ проведена всеобщая проверка Фондов капитального ремонта по всей стране на предмет их финансовой устойчивости при выполнении программ капитального ремонта многоквартирных домов.

    Жилищный Кодекс России предъявляет особые требования к объему средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта. Этот объем определяется областными законами в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. Размер указанной доли устанавливается с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде.

    Такой областной закон у нас, действительно, существует — это Закон Ивановской области №51-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта в многоквартирных домах в Ивановской области». Статья 4 №51-ОЗ гласит: «Объем средств, которые региональный оператор ежегодно направляет на финансирование региональной программы капитального ремонта определяется постановлением Правительства Ивановской области...». На сегодняшний день размер указанной доли составляет 92 процента от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде.

    Таким образом, выполняя требования к финансовой устойчивости, которые прокуратура держит на контроле, ивановский региональный Фонд капремонта в 2018 году был не вправе использовать даже имеющиеся средства сверх установленного Законом лимита.

    Сложности 2018 года были связаны с двумя основными причинами.

    Во-первых, с величиной тарифа, не соответствующего методике экономического расчета Минстроя РФ. Напомним, что в последний раз этот тариф меняли аж два(!) года тому назад — в январе 2017 года, и сейчас он продолжает составлять 6 руб. 40 коп. с одного кв.м. площади. Тогда как с учетом изношенности жилого фонда Ивановской области он, по расчетам Минстроя, должен приблизиться к 9-10 рублям за тот же квадратный метр. Понятно, что с учетом экономической ситуации принимать решение по увеличению тарифа сложно. Но ведь в других регионах страны вынужденно это делают, ибо в противном случае дома просто невозможно станет качественно ремонтировать.

    Вторая серьезная проблема — недостаточная платежная дисциплина муниципалитетов за принадлежащее им жильё, а также со стороны жителей приватизированных квартир в многоквартирных домах в течение предыдущих трех лет. За три года накопилась сумма долга, равная годовому размеру выполнения работ! (Антирейтинг муниципалитетов по уплате взносов мы вскоре опубликуем).

    В настоящее время Фонд подготовил все необходимые документы для продолжения капитальных ремонтов. Уровень финансовой устойчивости пока восстановлен. К работе по капитальному ремонту МКД программы 2018 года подрядчики приступили, ими уже выполняется капремонт крыш в Иванове, Кинешме, в Кинешемском районе.

    Сегодня проводятся аукционы по 224-м многоквартирным домам Ивановской области программы 2018 года — это ремонты крыш, фасадов, инженерных сетей. На 114-ти домах с жесткой кровлей подрядные организации могут работать, не дожидаясь весны — технология им это позволяет. К капремонту фасадов (27 МКД) приступят с апреля-мая, к инженерным сетям (67 МКД) — по окончанию отопительного сезона. Общая сумма объемов этих работ составит, ориентировочно, немногим более 700 миллионов рублей — как раз столько планируется собрать взносов в нынешнем году при действующем тарифе и уровне собираемости средств (свыше 90%). Более этой цифры, как мы уже сказали выше, запланировать расходы Фонду капремонта закон не позволит.

    К сказанному следует добавить, что закон запрещает использовать средства взносов собственников на деятельность самого Фонда, так что работа Фонда капремонта осуществляется за счет целевых средств областного бюджета, и эти расходы контролируются Попечительским советом и Правлением Фонда.

    Надеемся, что общими усилиями нам удастся справиться с трудностями, которые стали нам всем ясны, и продолжить работу по выполнению Программы капитального ремонта многоквартирных домов!