«Скажу кратко: активный собственник — высокое качество работы»

 

Текст: Леонид Кошелев

 

— Алексей Юрьевич, в  апреле вы избраны председателем Совета Ассоциации саморегулируемая организация «Ивановское объединение строителей». Кроме того, уже год вы возглавляете региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области. Успеваете справляться?

 

—  Ну, во-первых, я по образованию инженер-теплотехник, закончил Ивановский энергоуниверситет, работал в коммерческих структурах по поставкам стройматериалов, потом получил второе образование по экономике и управлению на «Президентской программе» и более 5 лет занимался реконструкцией объектов в различных городах. Так что объем знаний и опыт позволяют достаточно хорошо представлять себе проблемы и задачи Ивановской области в части ЖКХ и строительства.

 

Во-вторых, я лично знаком со многими хорошими людьми — профессионалами строительной отрасли в регионе. Это тоже немаловажно при организации процесса: быстро находить общий язык и понимаешь друг друга с полуслова. Все стадии подготовки к строительству и ремонту — обследования, экспертизы, проекты, сметы, подряды — не терпят заминок, требования к срокам выполнения работ жесткие, бюрократизма не терпят. В-третьих — надо это особо подчеркнуть — люди в Фонде капремонта и в ивановской Ассоциации СРО работают грамотные, отзывчивые и добрые, с ними мы вместе и успехи делим, и «соль кушаем». Все успеваем.

 

— К необходимости капитального ремонта жители, в большинстве своем, относятся с пониманием. Но за качество работ спрашивают по полной, да и объемами не всегда довольны. Делать ремонт «капитально» — значит делать всё и на века. Так? Или у Вас иная точка зрения? Как складываются отношения с собственниками: они вам «спасибо» иногда говорят?

 

— Хороший пример в этой части — капитальный ремонт на доме №45/6 по ул. Дзержинского, в городе Иваново, и я не устаю его приводить. Дом старый, 4-этажный, 1950 года постройки, семиподъездная «сталинка». Подрядчик – ООО «ДорСтройСервис» — выиграл конкурс, взялся отремонтировать фасад, завез материалы, приступил к работе, и … не было ни единого дня, чтобы его работу не контролировали собственники — жители дома! Интересовало их буквально всё: и качество материалов, и их объемы, и квалификация рабочих, и график их работы, и даже — что за такое чуднОе слово «таркретирование».  Но все это по-доброму, без нравоучений и истерик. С самого первого и до последнего дня! Надо ли говорить, что в итоге комиссия приняла работы с первого раза, а бригадира подрядчиков жители разве что на руках не носили!

 

Да, приходится признать: не все подрядные организации, выигрывающие конкурс, который проводит независимая от нас организация – «Агентство конкурсов и аукционов» на электронной площадке «Сбербанк-АСТ», так добропорядочны. Встречаются и такие, за которыми надо постоянно присматривать. Бывают случаи, когда, спустя время, в период гарантийного срока, выявляются скрытые огрехи.  Понуждаем к исправлению брака, при необходимости судимся.

 

Но, опять же, повторю, многое зависит от позиции собственников. А они — разные. Например, качество ремонта крыши волнует чаще жителей верхнего этажа, а ремонт инженерных сетей — только жителей первого, остальные собственники к капремонту относятся «прохладно». А ведь ни государство, ни чиновник не обязаны принимать решения за владельцев приватизированных квартир. Скажу кратко: активный собственник — высокое качество работы.

 

— Вы сами часто с собственниками встречаетесь?

 

— Можно сказать, что ежедневно. Программа капремонта существует в стране уже четвертый год, но вопросов у жителей еще много. Да, есть Закон, есть Жилищный Кодекс РФ, но каждый дом, с которым мы работаем, по-своему уникален.

 

Год назад наибольшая часть вопросов касалась порядка оплаты взносов. Главным вопросом был такой:  «А надо ли платить?». А весной текущего года, с началом активных встреч с жителями, основные вопросы — уже технического плана: проекты, сметы, корректировка перечня работ, перенос сроков ремонта. Отрадно, что большая часть населения поверила в программу — об этом говорит и собираемость, которая по текущим месяцам 2018 года достигает 94-97 %.

 

Ну и конечно, мне приходится часто выезжать на встречи с жителями в муниципалитеты, где, как правило, всегда удается острые вопросы снять и прийти к общему знаменателю. Не скажу, что это просто и всегда в удовольствие — разговаривать с людьми на улице. Но они ценят открытость в общении и готовность руководителя, пусть даже через спор, внести ясность по всем вопросам.

 

Так что и спасибо говорят, и по матушке ругаются, не без того. Просто — это только «ломать — не строить». А мы ведь капитально ремонтируем то, что когда-то построено другими, и не всегда «на отлично». Кроме прочего, не все управляющие компании качественно эксплуатируют дома…

 

— Кстати, об «управляшках». Весной в адрес Фонда капремонта с их стороны уже традиционно звучат жалобы в  халатности при капитальном ремонте кровли — текут крыши!

 

— Знаете, у нас не более пяти — шести МКД, где комиссией выявлен брак в работе подрядчиков. Из 724-х домов, где ремонтировались крыши. Так что не стал бы громогласно жаловаться и раздувать вопрос, как это нравится отдельным лицам в период предвыборных компаний. Согласитесь, странно: когда льют дожди летом и осенью, в том числе и проливные, никого не протапливает, жалоб нет — вода идет по желобам как положено. И «вдруг» весной появляются, откуда ни возьмись, «дыры»!.. А может, это от того, что крыши от снега надо чистить? У нас все четко — наши специалисты выходят на проблемные дома в день жалоб, фиксируют протечки, фотографируют полуметровые сугробы снега и наледь на крышах. Как правило, на этом «претензии» прекращаются, и управляющие компании берутся за лопаты. Каждый должен отвечать за свой конкретный участок работы. Так будет правильно.

 

— Региональный «Фонд капитального ремонта МКД» — организация некоммерческая и по закону от государства юридически независимая, так? Тем не менее, с органами власти отношения выстраивать приходится…

 

— Немного не так.  Фонд учрежден Правительством Ивановской области в форме некоммерческой организации, как гласит «его Величество» Закон.  Конечно, коммерцией мы не занимаемся. Мы организуем проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой и строго на средства взносов собственников. Но это вовсе не значит, что мы не подконтрольны. В Попечительский Совет Фонда, в его Правление входят члены регионального Правительства, представители общественности, депутаты. Они определяют наш бюджет, анализируют итоги работы, принимают стратегические решения. Госжилинспекция осуществляет контроль за качеством, объемом  и сроками работ. Проверяет поступающие обращения граждан, по всем вопросам капремонта, в меру сил оказывает методическую помощь Фонду. Прокуратура не устает проверять и поправлять. В этом смысле мы — часть общей государственной системы строительства и ЖКХ. На самом «верху» — Минстрой РФ, который и утверждает кандидатуру руководителя регионального Фонда капремонта.

 

— Поговорим о цифрах. Как велики объемы региональной программы капитального ремонта?

 

— Программа рассчитана на 30 лет. За это время планируется отремонтировать почти 9000 МКД. Ежегодно будут прибавляться новые дома, введенные в эксплуатацию. Большая программа разбита на трехлетние краткосрочные программы, в рамках которых и работает наш фонд. Не реже одного раза в год департамент ЖКХ актуализирует все изменения в краткосрочной программе. Всего в первой «краткосрочке» 2015—2017 г. было запланировано капитально отремонтировать 1448 МКД. На период 2018—2020 года, во второй «краткосрочке», запланировано 1746 домов. На текущий момент отремонтировано 1227 МКД из первой краткосрочной программы, в планах фонда закончить с работами по оставшимся 221 МКД к августу 2018 года. И начать конкурсные процедуры по определению подрядчиков, которые будут выполнять работы на МКД, вошедших в программу 2018 года.

 

— Не поздновато начнете, ведь некоторые работы, такие как ремонт фасада, можно выполнять только в теплое время года?

 

— Определенная задержка есть, что скрывать. Но, как говорится, вынуждены жить по средствам. К сожалению, в 2015 году граждане испытывали определенный скепсис к происходящим процессам и собираемость была крайне низкой — 35%. Следующий 2016-й год начали с 65% собираемости взносов. Соответственно, накопился объемный груз долгов со стороны собственников — более 450 млн. руб.  Ситуация медленно, но верно выправляется. Сейчас на федеральном уровне активно идут поиски параллельных механизмов обновления жилищного фонда, решаются вопросы совершенствования механизмов финансового обеспечения региональных программ. Мы тоже внесли после майских праздников в Попечительский совет пакет предложений по совершенствованию работы Фонда капремонта. Надеюсь, в ближайшее время он будет всесторонне рассмотрен. Полагаю, следующие  два-три года будут во многом переломными, так как накоплен необходимый опыт.

 

— Не сомневаюсь, что  есть и совсем проблемные дома, ветхие или очень изношенные.

 

— Да, таких ветхих домов перманентно около тридцати. В прошлом году, когда я пришел в фонд заместителем гендиректора, стал заниматься как раз этим направлением. И к концу трехлетки удалось добиться фактически полного решения проблемы. Ситуации разные: то состояние дома предаварийное, то живет лишь несколько человек. К тому же, многие дома требуют смены вида работ. С каждым домом отдельно работаем.

 

— В других регионах страны Фонды капремонта похожи на наш по перечню проблем, по успехам?

 

— Фонды капремонта близлежащих областей (Кострома, Ярославль, Владимир, Вологда) — практически наши «близнецы» за небольшими исключениями, зависящими от объемов программ и доли домов, формирующих свой фонд на специальном счете. В основных показателях, таких, как собираемость и процент выполнения программы, мы очень похожи.

 

— Вы сказали о «спецсчетах» — что это такое?

 

— Тема спецсчетов с каждым годом становится популярнее. Вот представьте частный дом на две семьи. Допустим, им надо ремонтировать крышу. Иногда проезжаем с вами — видим, что половина крыши некоторых домов новая, а другая половина старая. Это значит, не договорились соседи-собственники о капремонте. А вот там, где собственники нашли общий язык, результат налицо. Примерно это и есть спецсчет, когда жители МКД сумели договориться между собой и определить — что и когда ремонтировать. Накапливают средства на отдельном от всех счете и самостоятельно управляют данными средствами. Но — в рамках государственной программы. Фонд капитального ремонта нужен, когда соседи не хотят или не могут договориться, а ремонт делать необходимо.

 

В конечном итоге, по глобальному замыслу самой государственной программы, через 30 лет (а может и раньше) все собственники научатся на примере проводимых ремонтов и работы Фонда организовывать капитальный ремонт своего дома самостоятельно. Как те «два договорившихся соседа» — с пониманием важности сохранности строительных конструкций, комфорта и безопасности собственного проживания. Ну, а пока для запуска процесса — нужны мы.

 

Источник: журнал «Власть», июнь, 2018